Бизнес навигатор - хроника деловой жизни России и Татарстана

У социальных объектов столицы появился единый заказчик


20 Января 2012 г., 09:48

Правительство Москвы планирует создать Управление гражданского строительства на базе «Московского центра детского семейного отдыха и оздоровления» (МЦДСО). Изначально МЦДСО был создан для организации выездного отдыха и оздоровления детей. В прошлом году центр стал заказчиком по проектированию и строительству — он получил 60,354 млрд рублей бюджетных инвестиций на возведение 24 детских садов и 51 жилой комплекс площадью 591,5 тысячи кв. метров, сообщают «Ведомости».

В 2012–2014 годах, по данным издания, он должен получить еще 226 млрд рублей на те же цели. Если центру передадут функции по строительству других соцобъектов (больниц, школ, поликлиник физкультурно-оздоровительных комплексов), в его распоряжении будет еще 272,5 млрд рублей бюджетных инвестиций. То есть в сумме казенное предприятие получит почти 500 млрд рублей на три года.

Казенное предприятие будет распределять средства по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу 1 января 2012 года.

«К числу очевидных плюсов решения стоит отнести то, что подход к выбору подрядчиков станет более жестким, — пояснил BFM.ru директор юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка, — так как теперь выбор будет основываться не на 94-ФЗ „О госзакупках“, который во главу угла ставит дешевизну, а на 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“, а также на положении о проведении торгов, принятым самим казенным предприятием».

По данным «Ведомостей», МЦДСО утвердил положение о торгах в конце прошлого года, и оно подразумевает более жесткие требования к подрядчикам. Компания допускается к торгам за право построить объект, только если «мощность» объекта не больше, чем совокупная «мощность» объектов, которые она ввела в эксплуатацию за предыдущие два года. Ежегодная выручка застройщика на протяжении трех предшествующих лет должна составлять не менее 50% от начальной цены контракта. Руководитель компании должен иметь хороший послужной список: если стоимость контракта превышает 1 млрд рублей, то руководитель должен иметь 10-летний опыт работы на руководящих должностях в строительных компаниях (не ниже главного инженера), если контракт дешевле 1 млрд рублей ― достаточно пяти лет стажа.

«Казенное предприятие — это, по определению, коммерческая организация, — пояснил BFM.ru руководитель антимонопольной практики юридической компании Goltsblat BLP Николай Вознесенский. — Такая коммерческая организация создается при необходимости осуществления деятельности для государственных нужд, убыточной, но необходимой государству производственной деятельности, но все же именно коммерческой деятельности. Так, по смыслу закона о государственных унитарных предприятиях, казенному предприятию более свойственно быть поставщиком и подрядчиком по государственному контракту, а не исполнять функции заказчика вместо государственного органа. Складывается мнение, что целью является именно облегчение порядка размещения заказов на строительство социальных объектов, что похоже на попытку „обойти“ неудобный или неэффективный закон».

«Любая монополия, даже созданная с самыми благими целями, не способствует повышению эффективности».

Предполагается, что благодаря жесткому отбору, заказчик сможет отсечь всех недобросовестных подрядчиков, чего не позволяет закон о госзакупках. Однако, как считают опрошенные BFM.ru эксперты, здесь есть и минусы.

«На мой взгляд, процедура освоения бюджетных средств станет еще менее прозрачной, чем она есть сейчас, будет достаточно широкое поле для различного рода маневров при выборе контрагентов», — считает Сергей Поправка.

«Закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ крайне сужает право на обжалование размещения заказа в антимонопольном органе, — отметил Николай Вознесенский. — В большинстве случаев, нарушения могут быть обжалованы только в суде, что малоэффективно для пострадавшей стороны. Иными словами, с формальной точки зрения, контроль за государственными средствами снижается, увеличивается поле для злоупотреблений».

Впрочем, возможен и положительный эффект, считает эксперт: если в рамках нового предприятия удастся материально заинтересовать менеджеров достигать более эффективных результатов, экономить деньги и строить более качественно, они могут оказаться более эффективными, чем государственные служащие, которых контролируют, но не поощряют по-настоящему за экономию и качество. Но для этого часть сэкономленных государственных средств должна оставаться как поощрение руководства казенного предприятия, а не возвращаться в бюджет.

«Централизация функций могла бы привести к сокращению издержек, сроков по организации подобных тендеров, конкурсов и самого строительства, облегчить планирование и улучшить контроль за исполнением муниципального заказа, — отметил в беседе с BFM.ru генеральный директор Аналитического консалтингового центра „Миэль“ Владислав Луцков. — Но, как показывает практика, любая монополия, даже созданная с самыми благими целями, не способствует повышению эффективности и не обеспечивает равного доступа для всех участников данного процесса».

Новость на сайте «BFM.RU»

Ссылки по теме